Процесс

Реквизиты для уплаты госпошлины

Банк

ОТДЕЛЕНИЕ-НБ РЕСПУБЛИКА БУРЯТИЯ БАНКА РОССИИ//УФК по Республике Бурятия г. Улан-Удэ

Получатель

Управление Федерального казначейства по Республике Бурятия (Управление Федеральной налоговой службы по Республике Бурятия)

Казначейский счет

03100643000000010200

Счет получателя (Единый казначейский счет)

40102810545370000068

ИНН

0326022754

КПП

032601001

БИК

018142016

ОКТМО

81701000

КБК

182 1 08 01000 01 1050 110,
182 1 08 01000 01 1060 110

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА МЕДИАЦИИ

Медиация является очень старым инструментом международного права. Если заглянуть в глубь истории, то ее можно встретить там, где без принятия различий дальнейшее движение вперед было невозможно или обязательного к исполнению решения можно было скорее добиться переговорами, нежели через нормы или иерархический порядок. Так, например, конец Тридцатилетней войне был положен благодаря медиации.

Тем не менее, медиация в сегодняшнем виде появилась только во второй половине двадцатого столетия. Сначала она обосновалась в США, Англии и Австралии и позже появилась в Европе - Франции, Бельгии, Нидерландах, Германии, Австрии, Италии, Швейцарии.

С применением медиации стало понятно, что в некоторых случаях возможности этого метода во многом превосходят судопроизводство. Медиация требует не выработки односложной позиции, а допущения принятия различий в точках зрения, в интересах сторон. Придя к осмыслению этого факта, страны Европы, имеющие богатую традициями, хорошо функционирующую систему правосудия, взяли этот метод на вооружение, интегрировав медиацию в правовую систему.

Медиация, в том виде как она применяется сейчас, является продуманным, отточенным методом и структурированным процессом. В тоже время она остается междисциплинарной областью, где объединяются юриспруденция, психология, социология, конфликтология и другие науки.

Востребованность медиации в современном цивилизованном обществе во многом связана с глобализацией, способствующей упразднению иерархии и росту взаимосвязей. Это отражается на всех уровнях общественного устройства - в семье, в мире экономики и труда, в государственной управленческой практике. Процессы происходящие в современном мире порой требуют новых неординарных подходов к разрешению возникающих споров и конфликтов.

Медиация в ее современном понимании начала развиваться во второй половине XX столетия, и прежде всего в странах англосаксонского права - США, Австралии, Великобритании. Затем она постепенно стала распространяться и в Европе. Первые попытки применения медиации, как правило, предпринимались при разрешении споров в сфере семейных отношений. Впоследствии медиация получила признание при урегулировании конфликтов самого широкого круга. Были приняты и документы международного уровня: Нью-Йоркская конвенция ООН 1958 г. "О признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений", Согласительный регламент Комиссии международного права ООН (ЮНСИТРАЛ), Директива Европейского Парламента и Совета Европейского союза 2008/52/ЕС от 21 мая 2008 г. "О некоторых аспектах посредничества (медиации) в гражданских и коммерческих делах" и др.

Впоследствии в международной практике для разрешения правовых конфликтов стали применяться следующие примирительные процедуры, а именно: урегулирование спора самими сторонами путем переговоров (negotiation); урегулирование спора с помощью независимого посредника, который способствует достижению сторонами соглашения (mediation, conciliation); урегулирование спора с помощью посредника-арбитра, который в случае недостижения соглашения уполномочен разрешить спор в порядке арбитража (med-art); урегулирование спора с участием руководителей предприятий, их юристов и третьего независимого лица, возглавляющего слушание дела (mini-trial) .

Институт медиации на сегодняшний день создан и функционирует в таких странах, как США, Германия, Великобритания, Китай, Гонконг, Корея, Индия, Австрия, Япония и др. Причем причины, обусловливающие необходимость создания данного института, различны в каждой стране. Скажем, в Японии приверженность деловых кругов к альтернативным методам разрешения споров традиционно была связана с этической стороной, а именно негативным отношением к выбору государственного суда как способа урегулирования разногласий. Например, в США, где вся система права направлена на то, чтобы большинство споров разрешалось добровольно до суда, судья самостоятельно может прервать суд и посоветовать сторонам поработать с медиаторами.

В западных странах медиация достигла такого уровня востребованности, что стало целесообразно, а иногда и необходимо ее законодательное регулирование. Так, в США издали Единый закон о медиации ((Uniform Mediation Act), объединивший более 2500 существовавших до этого в США законов регулировавших посредническую деятельность в различных Штатах и сферах ее применения. ООН опубликовала для хозяйственного права Модельный закон о международных коммерческих примирительных процедурах (Model Law on International Commercial Conciliation (UNICITRAL)).

В 2003 году в Австрии был принят Федеральный закон о медиации. Европейская комиссия в 2004 году поддержала Кодекс поведения для медиаторов, разработанный для того, чтобы медиация получила больше доверия в отдельных европейский странах.Той же цели служит проект директивы, имеющий силу закона, который в настоящее время обсуждается европейскими государствами и должен быть опубликован и утвержден в 2006 году. 

МЕДИАЦИЯ В РОССИИ 

В начале XIX века в Российской империи была создана и эффективно действовала система коммерческих судов, которые в строгом процессуальном смысле таковыми не являлись. Это связано с тем, что не менее половины судей избирались из представителей купечества не ниже 1-й или 2-й гильдии. А сам процесс в коммерческом суде проходил в форме примирительного разбирательства и применялись в основном нормы обычного права. В отчетах коммерческих судов Российской империи середины XIX века употреблялся термин «медиатор» и указывалось на полезность разрешения торговых споров с участием медиатора. 

После 1917 года практика использования медиаторов была ликвидирована по политическим и идеологическим соображениям, и первые попытки её восстановления начались лишь в 1990-е годы, но на протяжении 20 лет они не имели правовой основы.

Впервые об институте медиации в России на государственном уровне было заявлено на первой международной конференции "Медиация. Новый шаг на пути построения правового государства и гражданского общества" в 2005 г., которая была проведена Аппаратом полномочного представителя Президента в ЦФО совместно с Межрегиональным центром управленческого и политического консультирования (ООО "МЦУПК"). 

Деловые круги, юристы, ученые и общественные деятели активно поддерживали идею законодательного закрепления альтернативных методов рассмотрения правовых конфликтов. Сегодня медиация оказалась в центре внимания предпринимателей и делового сообщества России. Так, при Российском союзе промышленников и предпринимателей была создана Объединенная служба медиации, при Торгово-промышленной палате РФ - Коллегия посредников, при Комиссии по совершенствованию правосудия Ассоциации юристов России создана Подкомиссия по альтернативным методам разрешения споров и медиации, так как задача медиатора состоит в том, чтобы помочь сторонам найти поле для достижения компромисса, определить его условия и заключить соглашение об урегулировании спора.

Российским законодательством медиация также предусмотрена.  С 1 января 2010 года вступил в силу Федеральный закон РФ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» от 27 июля 2010 года № 193-ФЗ, а также Федеральный закон РФ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации в связи с принятием Федерального закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» от 27 июля 2010 года. № 194-ФЗ. 

Сервис временно не доступен