Историческая справка

История становления экономического правосудия в России.

  • От судов Купеческих до судов Торговых.1
  • Коммерческие суды в Российской империи.2
  • От Арбитражной комиссии до Государственного арбитража на примере Республики Бурятия.3
  • Арбитражные суды Российской Федерации.4

От судов Купеческих до судов Торговых.1

Появление частной собственности и рыночного оборота, отказ от административно-плановых методов управления над экономическим процессами, конституционное закрепление права каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, неизбежно требовали формирования новых, специализированных судов, а также создания четкой и ясной правовой базы, на основе которой было бы возможно разрешать споры и восстанавливать нарушенные экономические права.

В России первое упоминание о существовании особых судов для торгового сословия, имело место в 1135 году, а именно в Уставной грамоте Новгородского князя Всеволода Мстиславовича. Торговый суд учреждался в составе тысяцкого и пяти выборных старост. Однако суд в этом торговом документе понимается не как законодательное нововведение, а как указание на применение к Иванскому купечеству обычного общеизвестного установления.

В судоустройстве Древней Руси применялось только судоговорение, которое было необыкновенно логично и просто, без всякого излишнего многословия, многописания. В сельской местности преобладало третейское разбирательство при содействии старцев и посредников. Другим способом рассмотрения споров служили сельские сходы, на которых судили по обычаям.

Впоследствии действия суда определялись судными статьями и грамотами. В качестве примера можно привести Уставную Белозерскую грамоту 1488 года, Уставную грамоту князя Александра, данную Смоленской земле в 1505 году, Уставную грамоту князя Сигизмунда 1509 года, данную Волынской земле, Псковскую судную грамоту 1397-1467 годов. Судный список писал дьячок, свидетелей же (правду) представлял на суд пристав, ранее наименовавшийся доводчиком или недельщиком.

Первую попытку создать постоянно действующий суд для купечества в России предпринял в 1667 году царь Алексей Михайлович, который постановил создать Приказ по рассмотрению споров связанных с участием купеческого сословия.

Дальнейшее развитие торговые суды получили при Петре Великом (1721г.). Он создал Главный Магистрат, который судил торговые дела. В период царствования Петра Первого высшей судебной инстанцией стал Сенат, пришедший на смену Государевой Боярской Думе и Расправной Золотой Палате.

Специализированные торговые суды были созданы при ратушах и таможнях. Суды, в ведении которых находились торговые дела, стали называться Судами Таможенными.

Историки, относят созданные ратуши и магистраты к числу городских сословных торговых судов, как и возникшую в 1717 г. Коммерц-коллегию, но в еще большей мере, как они полагают, к числу торговых судов относились созданные Новоторговым уставом при Петре I таможенные суды, которые при Екатерине I и Петре II получили значительное расширение своей компетенции в связи с тем, что они превратились в единственную судебную инстанцию, которая рассматривала дела в упрощенном судопроизводстве, в то время как в других судах, включая ратуши и магистраты, судопроизводство велось письменное в соответствии с Уложением 1649 года и Указом Петра I «О форме суда» 1723г.

Петр Великий ввел сословную организацию купечества по европейскому образцу, но не допускал применения в торговых судах обычаев, признавая их чуждыми всему историческому прошлому России. Царь предписывал торговым судам руководствоваться Уставами и Указами, то есть нормами права.

В начале своей деятельности торговые суды России никакой постоянной формы судопроизводства не имели. Затем партикулярными письмами была введена форма отчасти словесного судопроизводства.

Подчиненность торговых судов была различной изменчивой – таможням, магистратам, ратушам, коммерц-коллегиям, департаменту внешней торговли и др.

Коммерческие суды в Российской империи2

Указом от 14 мая 1832 года в России были учреждены коммерческие суды, просуществовавшие до 1917 года, и особые для них правила судопроизводства.

Устав судопроизводства в коммерческих судах состоял из 16 глав: о подсудности, о призыве и явке в суд, об отводах, об отобрании показаний сторон и приведении дела в ясность, о разбирательстве в деле через посредников, о доказательствах вообще и разных их видах, как-то: признание собственное, письменные документы, об особых родах письменных документов, о доказательствах через свидетелей, о доказательствах присягой, об ответах и опровержениях, о проверке доказательств и опровержений, решений исполнении оных, о жалобах на решения коммерческих судов и об апелляции, о судебных издержках по производству дел в коммерческом суде, включавших в себя 470 статей и Временные правила о порядке производства дел о несостоятельности из 28 статей.

Судебная реформа 1864 года в России коммерческих судов организационно не коснулась. Изменения произошли только в их cсудопроизводстве: споры должны были рассматриваться на основе Устава Гражданского судопроизводства от 20 ноября 1864 года, введеного в действие применительно к общим судам и содержащего правило сбора и оценки доказательств.

Судебные Уставы 1864 года, включавшие в себя процессуальные нормы применительно к деятельности общих и коммерческих судов, имели существенные недостатки при их издании, поскольку были опубликованы в разных частях Свода законов. Поэтому после смерти императора Николая I судьи таких городов, как Москва, Санкт-Петербург, Казань обратились с ходатайством к Императору Александру II об издании Судебных уставов в виде особой книги - Судебные Уставы Императора Александра Николаевича по примеру древних исторических памятников русского законодательства: Правды Ярославовой, Судебником Иоанна III и IV, и Уложение царя Алексея Михайловича.

Задолго до судебной реформы 1864 года в России Уставом о судопроизводстве по делам торговым была определена подведомственность коммерческих судов.

К их ведомству принадлежали все споры и иски по торговым оборотам, векселям, договорам и обязательствам, письменным и словесным, все дела о несостоятельности независимо от звания лиц и их сословия. Разбору коммерческого суда не подлежали: споры по покупке и продажи товаров за наличные деньги в рядах, в лавках, на рынках, торгах и ярмарках, равно как и дела ремесленников между собой и другими, по коим плата требуется за личную работу, все споры по торговле, не превышающие 150 рублей серебром.

Была определена и подсудность: ведомство каждого коммерческого суда простиралось не далее того города, в котором он учрежден и его уезда.

Статьей 1284 Устава о торговой несостоятельности и разрешении торговых дел судом введена должность присяжного попечителя для охраны имущества по делам лиц, впавших в несостоятельность, до открытия конкурсного производства. Назначение на должность производилось по очереди, указанной в списке. Список составлялся дворянскими собраниями и особыми купеческими собраниями.

Поверенными в коммерческом суде могли быть управляющие, бухгалтеры, кассиры и иные лица, состоящие при конторе истца или ответчика. Помимо названных лиц представителями в коммерческом суде могли выступать также те лица, которые внесены в список присяжных стряпчих. Так назывались поверенные, занимавшиеся не только представительством интересов доверителя в судебном заседании, но и подготовкой документов к направлению в коммерческий суд.

Обращение в коммерческий суд начиналось с подачи прошения председателя суда, который направлял его в соответствующее отделение. Если прошение удовлетворяло формальным требованиям закона, то заводилось дело.

Процесс считался начавшимся с момента вручения сторонам повесток. До начала разбирательства по существу проводилась словесная «расправа»: явившись в суд, ответчик мог заявить все отводы. Если отводы не были заявлены или не были уважены, то он обязан был дать ответ по существу исковых требований. Состязание сторон велось в письменной форме.

Средствами доказывания в коммерческом суде служили собственное признание, письменные акты и документы, свидетели, присяга. Решение дела присягой могло иметь место только при наличии доброй воли и согласия обеих сторон.

По окончании возражений и проверки представленных доказательств дело направлялось в канцелярию для составления записки, которая должна была содержать в себе все данные дела и законы, разрешающие спор.

Присутствующим сторонам «определение решительное» объявлялось немедленно, лично, при открытых дверях.

Сторонам, отсутствующим на процессе, определение отправлялось через полицию.

Находящемуся в безвестном отсутствии, решение объявлялось посредством троекратного опубликования в Ведомостях обеих столиц и Губернском извещении.

Существовал только один порядок обжалования – апелляция. До принесения жалобы сторона, недовольная решением суда, должна объявить об этом в суде в восьмидневный срок, а по делам фрахтовым, вексельным, конкурсным – в трехдневный срок.

Исполнение производилось по исполнительным листам через судебных приставов. Исполнение решений находилось вне юрисдикции коммерческих судов.

В целом к началу судебной реформы 1864 г. в России на основе Свода законов Российской империи 1857г. сложилась достаточно четкая система экономического правосудия, в чем-то превосходящая современную.

Успеху судебной реформы 1864г. способствовал рост подготовки кадров юристов в отечественных вузах. Юридические факультеты стали самыми многочисленными в русских университетах – к началу 1863г. в шести университетах обучалось 1476 будущих юристов – треть всего российского студенчества, а через 10 лет, с учетом открывшихся Варшавского и Новороссийского университетов, их численность выросла более чем в два раза и достигла 3345 – более 50 процентов всех российских студентов.

Количество коммерческих судов в России к началу XX века сократилось, но объективно существующая потребность в специализированных на осуществлении экономического правосудия судебных учреждениях сохранялась, следствием чего являлось функционирование в некоторых городах третейских судов, разрешающих экономические споры.

Создавались, развивались и эффективно действовали на основе Императорского указа 1832г. коммерческие суды и в Сибири, где они имели определенные особенности. Коммерческий суд, действовавший в Иркутской губернии, характеризовался следующими особенностями: с одной стороны, «богатые и сильные» купцы Иркутска, являвшие собой «денежную капиталистическую олигархию», пользовались на территории Восточной Сибири могущественным влиянием, имели возможность «без зазрения совести» притеснять в судебном порядке «иногородних» предпринимателей; в то же время для этого суда была характерна зависимость от генерал-губернатора, наделенного Сибирским «Учреждением» 1822г. правом координировать действия всех судебных органов губернии.

В Восточной Сибири в качестве коммерческих судов действовали «коммерческие особенные присутсвия», под руководством «советников коммерции», разрешавшие тяжебные споры частных лиц и «государственных кредитных установлений»; действовала также трехстепенная система «горного суда», представленная горными конторами, экспедициями и департаментом горных и соляных дел Министерства финансов.

Резюмируя, можно охарактеризовать период развития экономического правосудия (от начала становления коммерческих судов в России и до 1917г.) как период его непосредственного развития. Несмотря на сокращение к 1917г. числа коммерческих судов в России, в целом объективная потребность в деятельности специализированных на осуществлении экономического правосудия судебных органов – государственных, третейских, смешанного типа – сохранялась. Больше того, их деятельность становилась все более и более востребованной. В этот период был накоплен немалый отечественный опыт специализированного – экономического - правосудия, и как правильно замечают ряд историков-правоведом, «сложились определенные юридические традиции, усложнялись и уточнялись судебные процедуры».

От Арбитражной комиссии до Государственного арбитража на примере Республики Бурятия3

Мероприятия, связанные с дальнейшим развитием арбитражного судоустройства и судопроизводства, осуществляемые Советским правительством, логически вытекают из идеологической доктрины большевиков.

Декрет о суде №2 от 7 марта (22 февраля) 1918 года в статье 15 содержал запрет на судебные иски между различными казенными учреждениями. Тем самым было проведено разграничение в компетенции органов хозяйственного управления и органов правосудия. С началом хозяйственной реформы 1921 годы, с переходом к коммерческому расчету и имущественной самостоятельности, взаимоотношения между предприятиями стали строиться на договорных началах. Полную натурализацию эпохи военного коммунизма сменили товарно-денежные отношения.

В соответствии с Положением о порядке разрешения имущественных споров между государственными учреждениями и организациями, утвержденным постановлениям Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров 21 сентября 1922 года, были образованны Высшая арбитражная комиссия при Совете Труда и Обороны, арбитражные комиссии при областных экономических Советах, а впоследствии – при губернских экономических совещаниях.

Постановлением от 3 апреля 1922 года Президиум Высшего Совета Народного Хозяйства образовал арбитражную комиссию при Высшем Совете Народного Хозяйства и арбитражные комиссии при местных органах промбюро и губсовнархозах, которые явились предшественниками органов ведомственного арбитража. Законодательное оформление этих органов и утверждение Положения об арбитражной комиссии Высшего Совета Народного Хозяйства состоялось в 1926 году.

Производство в арбитражных комиссиях осуществлялось по правилам, предусмотренным Гражданским процессуальным кодексом союзных республик, с некоторыми изъятиями.

Дела рассматривались коллегиально. Один из арбитров в коллегии был юристом, другой хозяйственником. Эта организационная процедура и явилась источником двойственной оценки природы арбитражных комиссий: и как органов правосудия и как органов хозяйственного управления.

Широкие полномочия арбитражных комиссий в условиях слабого развития механизма хозрасчета в начальный период НЭПА, в условиях неразвитости договорных отношений, слабой договорной дисциплины повсеместно приводили к широкому применению отсрочки или рассрочки платежа по принятому решению, к замене одного обязательства другим, к полному или частичному освобождению должника от обязательств по договору. Все эти обстоятельства вовсе не способствовали укреплению плановой и договорной дисциплины в экономике государства.

Известный юрист и революционер Н.В. Крыленко в объяснение целей создания арбитражных комиссий указывал, что Совет Труда и Обороны, утверждая эти комиссии, руководствовался лишь одним желанием – разгрузить себя от обязанности разрешать многочисленные конфликты и споры между государственными органами по вопросам имущественных отношений, но Совет Труда и Обороны оставлял за собой, естественно, право изменять и исправлять постановление этой комиссии.

История создания государственных органов по рассмотрению споров экономического характера в Республике Бурятия берет свое начало от создания Бурят-монгольской Арбитражной комиссии. Председатель Высшей Арбитражной комиссии при Экономическом Совещании РСФСР Овсянников Н. Н. на основании Выписки из Протокола Пленарного заседания №12 от 16 октября 1926 года утвердил на должность члена Замещения Председателя Бурят - Монгольской Арбитражной комиссии - товарища Понзырева А. П. и на должность члена Бурят - Монгольской Арбитражной комиссии – товарища Кабаева И. П.

Постановлениями ЦИК и СНК СССР от 13 декабря 1929 года и 4 марта 1931 года были ликвидированы соответственно ведомственные и арбитражные комиссии. Споры предприятий различной ведомственной принадлежности предлагалось передать на разрешение общих судов, а споры между предприятиями одного ведомства передавались на рассмотрение вышестоящему в порядке подчиненности органу.

Через 16 дней после ликвидации арбитражной системы произошел возврат к ней в преобразованном виде.

Постановлением Верховного Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров РСФСР от 30 мая 1931г. была образована республиканская система государственного арбитража РСФСР, а с 1 июня 1933г. постановлением Верховного Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров РСФСР было утверждено положение о Государственном арбитраже РСФСР. Правомочия органов Государственного арбитража были значительно расширены постановлением Совета Народных Комиссаров СССР от 8 декабря 1931г. «О мерах укрепления работы органов Государственного арбитража».

В 1934 году Госарбитраж при Совете Народных Комиссаров СССР по поручению Правительства СССР утвердил Правила рассмотрения и разрешения имущественных споров органами Госарбитража. Достоинство этих правил состояло в том, что они содержали процессуальные нормы, определяющие порядок возбуждения дела, подготовки исковых материалов к слушанию и разрешению спора по существу. Их можно называть первыми Правилами, с которых начинается история современного арбитражного процесса.

Государственные арбитражи в СССР создавались в форме союзно-республиканской системы, больше того - в отдельных союзных республиках принимались на уровне постановлений правительства и нормативные акты, определяющие централизованно статус ведомственных арбитражей. Например, в Положении о ведомственном арбитраже РСФСР, утвержденном постановлением Совета Народных Комиссаров РСФСР от 26 апреля 1935г., устанавливалось, что арбитры назначаются на должность народными комиссарами РСФСР.

Таким образом, ни о какой независимости государственных и ведомственных арбитров и иных лиц, осуществлявших в тот исторический период экономического правосудия в нашей стране, не могло быть и речи, его не было и у судей.

Государственный арбитраж при Совете Народных Комиссаров Бурят - Монгольской АССР был образован постановлением Совета Народных Комиссаров Бурят - Монгольской АССР №26 от 20 мая 1931 года. В течение длительного времени Государственный арбитраж находился при органах управления.

Согласно Положению «О государственном Арбитраже при Совете народных Комиссаров Бурятской Монгольской Республики» Государственный Арбитраж при Совете Народных Комиссаров Бурят - Монгольской АССР являлся органом по разрешению имущественных споров между учреждениями, предприятиями и организациями общественного сектора в направлении, обеспечивающем укрепление договорной и плановой дисциплины хозяйственного расчета.

Государственный арбитраж Бурятской АССР состоял из трех государственных арбитров и для осуществления общего руководства работой Государственного арбитража назначались Главный арбитр и его заместитель. Персональный состав Госарбитража назначался Советом Народных Комисаров Бурят – Монгольской АССР.

Организация, предприятие или учреждение, которое считало, что его право нарушено, могло обратиться в Госарбитраж только в письменном виде. К заявлению должны были быть приложены все необходимые документы и справки, которыми обосновывалось существо исковых требований, и доказательство вручения их ответной стороне, третьим лицам, если они участвовали в деле. При этом Положение сразу же оговаривает, что ответная сторона, другие лица, участвующие в деле, могут представить свои письменные возражения, тем самым, указывая на принцип диспозитивности судопроизводства и равноправия сторон в процессе. Кроме этого, за подачу в Госарбитраж письменного заявления сторона, оспаривающая свои права, обязана была уплатить государственную пошлину.

Все дела, внесенные в Госарбитраж, подлежали рассмотрению в семидневный срок со дня вступления. Данный срок мог быть продлен в случаях необходимости сбора дополнительных документов, материалов и сведений. Рассмотрение и разрешение дел производились арбитрами, которых назначал главный арбитр на каждое дело. По делам сложным Главный Арбитр мог внести в состав Арбитража дополнительно двух арбитров.

При рассмотрении и разрешения спора Государственный Арбитраж вправе был требовать от всех учреждений, предприятий и организаций необходимые документы, сведения и материалы, вызывать должностных лиц для дачи объяснений, а также назначать экспертизы. В случае, если одна из сторон либо обе стороны не являются на процесс, Госарбитраж мог рассмотреть дело в их отсутствие.

Положение о Госарбитраже Бурятской АССР уже содержал ряд принципов, которые действуют и сегодня. В контексте Положения мы можем прочесть следующее: «При разрешении споров Государственный арбитраж:

  • руководствуется законами и распоряжениями центральных и местных органов власти, а также общими началами экономической политики Союза ССР;
  • должен исходить из необходимости строгого соблюдения плановой и договорной ответственности хозяйственных органов и персональной ответственности хозяйственников за невыполнение или ненадлежащее выполнение договоров и сделок;
  • обязан был сообщить вышестоящим над ними органам или органам РКИ, а в надлежащих случаях – прокуратуре о выявленных серьезных нарушениях договорной и плановой дисциплин и иных недочетов в деятельности учреждений, предприятий и организаций».

Кроме этого, до обращения к Государственному арбитражу стороны обязаны были принять все меры к урегулированию спора, т.е. иначе можно сказать, что стороны должны были соблюсти все преддоговорные начала либо претензионный порядок урегулирования спора.

При рассмотрении дела велся протокол по установленной форме. Решения Госарбитража были окончательными и обжалованию не подлежали. Решение приводилось в исполнение самими сторонами в срок, указанный Государственным Арбитражем. Неисполненное в установленный срок решение приводилось в исполнение в принудительном порядке. Надзор за его деятельностью осуществлялся Советом Комисаров Бурят – Монгольской АССР. И надзорный орган был вправе отменить или изменить решение Государственного Арбитража или передать дело на новое рассмотрение.

Таким образом, деятельность Государственного Арбитража при Совете Народных Комиссаров Бурят - Монгольской АССР, главным образом, была направлена на обеспечение плановых заданий. Например, он мог принудить сторону заключить договор. При этом отменить какое-либо решение Госарбитража не составляло большого труда органу управления.

Из материалов предоставленных Национальным Архивом Республики Бурятия усматривается, что государственные арбитры замещали несколько должностей одновременно, то есть не было ни одного Государственного Арбитра, освобожденного от другой работы.

Приказом Совета Народных комиссаров Бурят – Монгольской АССР №49 от 10 августа 1931 года Государственным арбитром был назначен товарищ Хабаев и Постановлением СНК №199 от 12 октября 1931 года Государственным арбитром был назначен товарищ Новосельцев, совмещавший работу в Городском Совете. Техническое обслуживание Государственного арбитража при Совете Народных Комиссаров Бурят - Монгольской АССР проводилось канцелярией Совета Народных Комиссаров Бурят - Монгольской АССР.

До 1932 года должности государственных арбитров республики занимали товарищи Хабаев, Новосильцев, Попов, которые в последующем были уволены и переведены на основные работы.

Совнаркомом Совета Народных Комиссаров Бурят - Монгольской АССР от 04 декабря 1931 года в состав Государственного Арбитража были назначены: главный Арбитр – товарищ Данилов (СНК), заместитель главного арбитра – товарищ Карклис (НК РКИ), и арбитры: товарищи Попов (Горсовет), Буянтуев (НК Снаб), Ильин (ЦСНХ).

Государственным Арбитражом было обращено внимание на организацию ведомственных арбитражей в составе Буркоопсоюза, Жилсоюза, Гаркомлегпрома, Наркомкомхоза. В 1932 г. организован был лишь ведомственный арбитраж при Буркоопсоюзе.

Главный арбитр республики Данилов в кратком отчете о работе Государственного арбитража при Совете Народных Комиссаров Бурят - Монгольской АССР за второй и третий кварталы 1932г. отметил основные проблемы деятельности данного органа:

  • недостаточная углубленность изучения причин плохого хозяйствования, плохая связь с Прокуратурой, общественностью, медленность рассмотрения дел;
  • отсутствие государственных арбитров, освобожденных от другой работы, отсутствие аппарата по обслуживанию Госарбитража, так как Государственные Арбитры работают по совместительству и не могут уделить работе Арбитража достаточного внимания и времени;
  • недооценка хозяйственниками роли и значения работы Госарбитража, несвоевременное и неаккуратное выполнение требований и решений Государственного Арбитража.

9 декабря 1949 года на должность Главного арбитра республики был назначен Афанасий Андреевич Абокшинов. Под руководством Афанасия Андреевича Государственный арбитраж республики работал вплоть до 1963 года. Штат арбитража в то время составляли лишь две единицы - Главного арбитра и секретаря-машинистки. Параллельно государственному арбитражу республики в Улан-Удэ появилось три ведомственных арбитража - при Министерстве торговли республики, при Буркопсоюзе и при уполномоченном Министерства заготовок.

В 1975 году в республике разворачивается строительство БАМА. Хозяйственные отношения на стройке и снабжающих стройку предприятиях и организациях стали предметом пристального внимания работников Государственного арбитража. На БАМ ездили в долгие командировки для оказания практической помощи местным юрисконсультам. Дела, касающиеся БАМА, рассматривались в самые короткие сроки.

В соответствии с распоряжением Совета министров Бурятской АССР от 26.11.1963 года приступил к исполнению обязанностей Главного Государственного Арбитра Балдынов Борис Васильевич, проработав в данной должности до 1976 года.

В 1964 году Постановлением Совета Министров Бурятской АССР от 09 июля 1964 года №258 за подписью заместителя председателя Совета Министров Бурятской АССР Черныша В. и Управляющего Делами Совета Министров Бурятской АССР Щекоткова И. в целях внедрения общественных начал в деятельность Государственного арбитража был образован Общественный Совет, утверждено положение об Общественном Совете, а также состав Совета.

В состав Совета вошли 16 опытных юристов из числа юрисконсультов ведущих предприятий города и республики.

Общественный совет при Госарбитраже Совета Министров Бурятской АССР был образован в целях широкого, организованного привлечения актива хозяйственно-правовых работников к деятельности Госарбитража и был призван активно содействовать успешному претворению в жизнь директив партии и правительства о дальнейшем укреплении социалистической законности в хозяйственном строительстве.

Основной задачей данного органа было внедрение и расширение общественных, демократических начал в деятельности Государственного арбитража, развитие между социалистическими организациями сотрудничества и взаимопомощи в выполнении народнохозяйственного расчета.

В соответствии с Положением об Общественном Совете к основным функциям Совета было отнесено следующее:

  • содействие в рассмотрении хозяйственных споров третейскими судами,
  • принятие участия в организации и рассмотрении споров с участием общественных организаций, специалистов и рабочей общественности непосредственно на предприятиях,
  • разработка и внесение предложений по усилению борьбы с проявлением местничества и узковедомственных тенденций,
  • принятие участие в изучении и обобщении рассмотренных Госарбитражем споров по качеству и недостачам,
  • внесение совместно с Госарбитражем соответствующим вышестоящим хозяйственным органам директивных предложений по вопросам усиления борьбы с поставкой доброкачественной продукции и обеспечения ее сохранности,
  • участие в обсуждении проектов нормативных актов, разработка и внесение совместно с Госарбитражем союзному и республиканскому Госарбитражам, директивным органам и Совету Министров Бурятской АССР предложения об усовершенствовании правовых норм, регулирующие хозяйственные отношения,
  • проведение совместных заседаний и семинаров с Госарбитражем для обсуждения принципиальных и спорных правовых вопросов в целях единообразного и правильного применения норм гражданского законодательства в арбитражной практике и организации материально-технического снабжения,
  • проверка и содействие в обеспечении добровольного исполнения решений Госарбитража,
  • внесение предложений по материалам печати, радио и телевидения и по собственной инициативе Госарбитражу по вопросу о необходимости возбуждения дел, оказывая необходимую помощь в оформлении и рассмотрении таких дел,
  • организация индивидуальных и групповых консультаций для хозяйственно-правовых работников общественными консультациями по вопросам гражданского законодательства, регулирующего хозяйственную деятельность, и арбитражную практику,
  • обобщение и организация обмена положительным опытом в договорно-правовой работе производственных объединений, на предприятиях и в организациях,
  • внесение совместно с Госарбитражем на предприятия и организации предложений об участии юридических служб в укреплении хозяйственного расчета и повышении уровня экономической деятельности предприятий промышленности, строительства и сельского хозяйства.

Являясь общественным органом, Совет действовал на демократических началах и всю свою работу проводил, опираясь на актив хозяйственно-правовых работников при его широком участии. Совет избирался на общем собрании актива работников открытым голосованием в составе (как уже было сказано выше) 16 человек сроком на один год, который утверждался Советом министров Бурятской АССР. При выборе Совета по истечении срока полномочий его состав обновлялся не менее чем на 50%.

В структуру Совета входил Президиум в составе председателя Общественного совета, его заместителя, ответственного секретаря и трех членов президиума. Работа Совета проводилась по четко утвержденному плану, который утверждался ежеквартально на заседании. При этом заседании органа созывались президиумом по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. Также проводились и заседания президиума Совета.

В общем, существование Общественного Совета при Госарбитраже так или иначе имело свою положительную направленность, так как во многом это способствовало развитию изучения арбитражной практики среди работников хозяйственных предприятий, повышения их правовой культуры в области гражданского законодательства, регулирующего экономическую деятельность, а также оказанию помощи в рассмотрении дел, находящихся в производстве Госарбитража.

В 1976 году, в связи с уходом на заслуженных отдых от обязанностей Главного арбитра республики Балдынова Б.В., его сменяет на этом посту Эрдынеев Борис Бадмаевич.

К концу 80-х годов назрела необходимость создания взамен ведомственных и государственных арбитражей специальных арбитражных судов, что было вызвано крушением монополии государственной собственности, активизацией хозяйственной деятельности различных негосударственных субъектов предпринимательской деятельности, попыткой привлечения в Россию иностранных инвестиций. «Развитие системы хозяйственной юрисдикции в России, завершившейся преобразованием органов государственного арбитража в систему арбитражных судов, отражает процесс становления независимой и эффективной судебной власти, обеспечивающей непрерывность разрешения экономических споров. Появление арбитражных судов означало возрождение ранее существовавших в России коммерческих судов.

Арбитражные суды Российской Федерации.4

17 мая 1991г. были приняты Закон СССР «О Высшем Арбитражном Суде СССР» и Закон СССР «О порядке разрешения хозяйственных споров Высшим Арбитражным Судом СССР», но в силу известных причин этот суд по-настоящему не успел развернуться. 4 июля 1991г. Верховный Совет РСФСР принял Закон РСФСР «Об арбитражном суде», введенный в действие с 1 октября 1991 года, которым был упразднены ведомственные арбитражи. В соответствии с этим Законом 3 марта 1992г. был принят, а с 15 апреля 1992г. начал действовать Арбитражный процессуальный кодекс РФ. Принятие 12 декабря 1993г. Конституции РФ, целый ряд иных факторов потребовали серьезной корректировки законодательства, определяющего структуру системы арбитражных судов и компетенцию ее звеньев и регулирующих процедуры разрешения ими экономических споров и рассмотрения иных дел.

28 апреля 1995г. Президентом РФ был подписан ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации». Арбитражный процесс перешел на начала состязательности, повысилась оперативность в разрешении споров в арбитражных судах, был намечен эксперимент по участию в разрешении споров в арбитражных судах в первой инстанции с участием арбитражных заседателей, на основе чего с 1996г. в 14 арбитражных судах субъектов Федерации, в соответствии с Положением об этом эксперименте, утв. Пленумом ВАС РФ от 5 сентября 1996 №10 был разработан механизм отбора арбитражных заседателей, порядок их привлечения к рассмотрению дел и участия в процессе в процессуальном качестве, равном арбитражному судье. Имели место и иные нововведения.

Совершенствование – в самых различных направлениях – деятельности арбитражных судов страны во второй половине 90-х гг. прошлого века велось на основе программ совершенствования работы и повышения эффективности деятельности, как разработанной и принятой в ВАС РФ, так и разрабатываемых и утверждаемых в арбитражных судах системы.

Однако по-прежнему структура арбитражно - судебной системы России оставалась негармоничной, состоящей из трех звеньев, но четырех инстанций, по-прежнему в арбитражном суде первой инстанции (а их было 81) совмещались две инстанции – первая и апелляционная, по-прежнему все дела разрешались в практически единственном процессуальном режиме, тогда как реально массу дел у арбитражных судов составляли дела, которые можно и нужно было разрешать в предельно упрощенном режиме. Имелась нестыковка норм АПК РФ 1995г. с иными федеральными законами, а также с рядом постановлений Конституционного Суда РФ. Эти недостатки – в неполной мере, в начале XXI века были устранены: 15 декабря 2001г. были внесены существенные изменения в Закон о статусе судей, 14 марта 2002г. был принят Федеральный закон «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации». Немного раньше – 30 мая 2001г. – был принят Федеральный закон «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации».

И 13 июня 2002г. Госдума РФ приняла в третьем чтении, 10 июля 2002г. Совет Федерации РФ утвердил, а 24 июля 2002г. Президент РФ подписал АПК РФ в новой редакции, а 4 июля 2003г. – ФКЗ « О судебной системе Российской Федерации».

27 ноября 1991 года на сессии Верховного Совета Республики Бурятия был принят Закон Республики Бурятия "Об изменениях и дополнениях в Конституцию (Основной Закон) Бурятской ССР". В соответствии с ним, в судебную систему республики наряду с Верховным судом и районными (городскими) народными судами вошел и Высший Арбитражный суд Республики Бурятия. В целом формирование Высшего Арбитражного суда Республики Бурятия было завершено на пятой сессии Верховного Совета республики 11 июня 1992 года. Первым председателем Высшего Арбитражного суда Республики Бурятии был назначен Борис Бадмаевич Эрдынеев, проработавший до 1996 года.

Высший Арбитражный суд Республики Бурятия рассматривал экономические споры, возникающие из административных, гражданских и иных правоотношений в трех инстанциях (в первой, апелляционной и кассационной) до 11 сентября 1995 года, то есть до создания Федерального Арбитражного уда Восточно-Сибирского округа, в ведение которого было передано рассмотрение дел в кассационной инстанции.

Исторический анализ современных проблем арбитражного судопроизводства показывает не только их правопреемство, но и непрерывный поиск новых процессуальных форм, совершенствование ранее накопленного опыта, убеждает в необходимости исследования научных теорий и практики деятельности судебных учреждений прошлых исторических периодов, не позволяет относиться ни к одной современной законодательной конструкции, ни к одному современному арбитражному процессуальному закону как догме.